Все равно я ее уже отослала. Но-таки прочтите, пожалуйста, коли есть желание и время, да рцыте мне - позорище али нет.
Байкальская легенда.- Номто, - обратился я к своему бурятскому проводнику, - что там за скала?
Прошел уже месяц с того момента, как я пересек Уральские горы. Наконец-то я добрался до Байкала. Наняв, по совету местных жителей, Номто, седовласого мужчину из села Котокель, напоминавшего мне всем своим видом мудреца из восточных сказаний, я отправился в пеший поход по Байкалу.
Заинтересовавшая меня скала высилась у истока Ангары – единственной реки, вытекающей из Байкала. Ртутно-вязкие волны огибали каменное изваяние, больше похожее на стража древнего озера, чем на обычную скалу.
- Это обиталище Ама Саган-Нойон . Шаман-скала, ахамни. – ответил Номто, набивая ганзу дешевым табаком. – Она здесь с древнейших времен…
И, за время курения одной трубки, Номто рассказал мне сказочную легенду, передающуюся из поколения в поколение.
интересно?жамкай=)Сказание об Ангаре.
Ветры времен дуют вспять, развеять стараются завесу тумана, прошлое скрывающее.
Во времена витязей храбрых, богатырей славносильных случилась наша история. Среди гор царствовал тогда Байкал – великий держатель силы на земле. Несметно богат он был: на золоте он сидел, из серебра пил и ел, на бриллиантовом ложе почивал. Но пуще всех сокровищ ценил он свою единственную дочь – темноглазую, черноволосую красавицу Ангару. Птицы поднебесные прилетали к ней на поклон, звери с высоких гор приходили чествовать ее, а слава о красоте ее пронеслась далеко среди людей, до самого края мира. Любил Байкал дочь свою, баловал ее безоглядно, своенравной выросла Ангара, своевольной.
Настало время замуж выдать Ангару – время настало на самый праздник сурхарбан. Весь мир радовался, все танцевало в ярком танце ёхор. Созвал Байкал богатырей славносильных, чтобы силу их видела Ангара, покорили они чтобы сердце гордой красавицы.
- Дочь моя, посмотри, сколь славен богатырь Иркут, – обратился Байкал к дочери своей. Уж больно по сердцу ему пришелся удалой красавец-витязь.
- Не люб мне твой Иркут, – топнула ножкой Ангара. – Мне по сердцу Енисей, сын могучего Саяна! Всех он превзошел доблестью и силой. С ним хочу связать свою судьбу!
Но враждовал Байкал с Саяном, не хотел он царства объединять. Не дал он своего родительского на то согласия, разлучил Енисея и дочь свою, красавицу Ангару. Долго уговаривал он ее выйти замуж за Иркута, но холодно оставалось сердце девушки. Осерчал тогда отец, заточил ее в темницу сырую, холодную, за непослушание. Томилась она в одиночестве, по своему любимому скучая. Услышав от птиц, мимо летавших, что все же намерен отец ее насильно с Иркутом браком связать, разрыдалась красавица Ангара, и слезы ее размыли стену темницы. Вырвалась она на волю, вырвалась – и побежала без оглядки.
Узнал о побеге дочери Байкал, разгневался. И страшный гром сотряс тогда небеса и землю – метнул Байкал молнию острую в вершину старой горы, отколол ее и метнул вослед своей дочери. Но поздно было, лишь кончик фаты примял к земле камень, сорвал ее с головы девушки. Но ничто не могло помешать ей: уже подхватил ее в свои объятия Енисей, и стали они неразлучны. А скала и по сию пору стоит каменным стражем в царстве Байкала. Ежели осерчает Байкал – разрушит он Шаман-скалу, ничто больше не будем вод его сдерживать, затопит он землю, тогда и наступит конец времен…
***
Я сидел на траве и смотрел, как катит свои медвяные, густые волны Байкал. Номто докурил трубку. Глаза его вспыхнули недобрым огнем, и я услышал, как с Шаман-скалы в воду, глухо звякнув, упал камень…
Комментарий:
Ама Саган-Нойон - в бурятской мифологии - светлый кузнец, дух-покровитель кузнечества, хозяин Ангары.
ахамни - бурят. «брат мой»
Ганза - маленькая медная трубка для курения с коротким чубуком